По словам Валерия Нестерова из Sberbank Investment Research, норвежская часть акватории Баренцева моря — одна из последних перспективных нефтегазоносных областей в мире. Эксперт считает, что участие “Роснефти” и ЛУКОЙЛа в офшорных проектах в Норвегии даст им опыт работы на шельфе в северных морях и укрепит сотрудничество между ними и норвежским правительством. Кроме того, аналитик отмечает, что Норвегия провела этот раунд на крайне благоприятных для собственных интересов условиях: широкий состав участников обеспечит дальнейшую конкуренцию и прозрачность, а четко прописанные обязательства компаний по геологоразведке гарантируют изучение шельфа страны.
Норвежская Statoil является партнером “Роснефти” и по освоению российского шельфа, владея в их СП 33,3%. Но условия работы у “Роснефти” и ЛУКОЙЛа в Норвегии будут иными. Согласно договоренности с правительством, компании, участвующие в проекте, не будут создавать СП для разработки шельфовых участков, сообщил вчера источник, знакомый с ситуацией. “Финансирование будет осуществляться пропорционально долям участия, доход будет также зависеть от доли, причем компании смогут самостоятельно продавать принадлежащую им часть сырья”,— сказал собеседник.
Сейчас в Норвегии существует опасность снижения рентабельности шельфовых проектов из-за повышения налога на добычу полезных ископаемых (взимается с чистой прибыли). Себестоимость извлечения барреля нефти составляет $60, а после введения нового налога на добычу она достигнет $69. Но российские нефтяники пока проблем не ожидают. В ЛУКОЙЛе называют проекты перспективными и напоминают, что норвежское правительство возвращает до 70% затрат на геологоразведку.
|